С нами всегда светло! Как оплатить Личный кабинет

50-12-50 сервисный центр частных лиц

50-12-40 сервисный центр организаций

35-04-04 приём показаний частных лиц

Населению передавать показания с 21 по 25 сентября!

«Наше дело», июнь 2013 г.

Электроэнергия - по предоплате

 Оптовый рынок электроэнергии ничем не отличается от обычного. Продавцы предлагают товар, поставщики его  покупают. Только энергокомпании рассчитываются сразу, а потребители, ради которых совершается сделка, платят позже и по факту. Такое отношение давно уже не выдерживает современных требований экономики. Игроки рынка в унисон твердят, что подход в расчетах нужно срочно менять. Однако под силу это лишь государству. Оно пытается повлиять на ситуацию, в том числе и с помощью закона. Сразу несколько Постановлений Правительства закрепляют за абонентами обязанность вносить предоплату при расчетах  за электроэнергию. Правда, пока порядок авансовых платежей обязателен в отношении юридических лиц.

 Специфический товар

Электроэнергия доходит до конечного потребителя по установленной схеме, где основная функция отводится гарантирующему поставщику. Он закупает электроэнергию на оптовом рынке и собирает плату за нее с потребителей. Для большинства жителей столицы Алтайского края эту работу выполняет «Барнаульская горэлектросеть». Именно она приобретает специфический товар -  электроэнергию и мощность. Первое – то, чем мы пользуемся каждый день, второе – то, что дает нам эту возможность. К слову сказать, раньше мощность входила в общий тариф, потом ее выделили отдельной строкой. По мнению экспертов, это было сделано для того, чтобы создать рычаги гибкого формирования конечной стоимости электроэнергии. 

Правила работы оптового рынка определяет государство. Электроэнергию выставляют на торги по регулируемой цене, которая предназначена для населения, и по свободной, которая рассчитана для юридических лиц. По свободной цене компании покупают огромные объемы электроэнергии. Казалось бы, чем больше берешь, тем дешевле платишь. Но на рынке электроэнергии все «вверх тормашками».

Производителей электроэнергии не так много. Среди них такие крупные компании, как  ОАО «РусГидро», ОАО «СУЭК», ОАО «Газпром», ООО «КЭС - холдинг». Именно они заинтересованы «держать» цену на рынке на определенном, допустимом государством уровне, в том числе в секторе нерегулируемых цен. Поэтому стоимость может варьироваться, но никогда не пересечет определенную точку рентабельности, которую заранее установили. Так, в текущем году предельный темп изменение цены на электроэнергию на оптовом рынке  в трехдневном диапазоне составляет 23,92%. Это значит, что при изменении спроса на электроэнергию продавец предлагает товар с ценой в рамках этих процентов. 

 Бизнес по правилам

Компания покупает электроэнергию на оптовом рынке в начале месяца. Причем  отдает всю  сумму сразу,  а потребители платят, в лучшем случае, в конце расчетного периода. Из-за этого гарантирующий поставщик вынужден оплачивать приобретаемую электроэнергию за счет кредитных средств, ведь иного финансового ресурса у него нет. Долг нужно возвращать банку с процентами, на их выплату снова нужны деньги.

Постоянный поиск денежных средств – сложная задача для предприятия, ведь живет оно только за счет сбытовой надбавки. Ее размер чуть более двух процентов от итоговой стоимости электроэнергии. Например, в Алтайском крае у «Барнаульской горэлектросети»  самая низкая сбытовая надбавка от 2,34 копейки за киловатт-час.

Если задолженность на оптовом рынке электроэнергии превысит два расчетных периода, то наблюдательный совет Некоммерческого партнерства «Совет рынка» выносит вопрос о недобросовестной    работе компании на комиссию, по результатам которой ее лишают статуса гарантирующего поставщика. В этом случае в проигрыше оказываются все потребители. Функции гарантирующего поставщика берет на себя сетевая компания, а это  может привести к росту тарифа для потребителей.

Совсем недавно статуса лишились 11 поставщиков, большинство из них входят в состав скандального холдинга «Энергострим».

 Грамотный подход

Постановление Правительство № 442 восстанавливает справедливость в отношениях энергокомпании и потребителей, обязывая юридических лиц при оплате за электроэнергию осуществлять авансовые платежи.   В документе подробно описан размер авансовых платежей и указаны конкретные даты, когда они должны быть произведены. 

Согласно закону 30% от стоимости за электроэнергию абоненты должны заплатить до 10 числа,  40% до 25, а оставшуюся сумму – 18 числа месяца, следующего за расчетным.   На эти деньги гарантирующий поставщик покупает электроэнергию на оптовом рынке.

Эксперты говорят, что механизм авансовых платежей за электроэнергию работает со скрипом. Сбытовая компания  с учетом изменений корректирует договоры энергоснабжения, клиенты их добросовестно подписывают, а затем не торопятся выполнять взятые на себя обязательства. Система предварительного расчета, применяемая  для всех товаров и услуг, почему-то в отношении электричества вызывает у некоторых абонентов недоумение.

Между тем хронические неплатежи чреваты серьезными последствиями для всех потребителей. От платежной дисциплины зависит состояние городского энергохозяйства, его развитие, и даже размер тарифа.    

В этой ситуации энергетики вынуждены использовать сильные аргументы в разговоре с должниками.

 Веский аргумент

Как рассказал начальник группы по работе с дебиторами «Барнаульской горэлектросети» Максим Бебекин, к решению проблемы неплатежей компания всегда подходит серьезно, системно и со всей ответственностью. Это делается для того, чтобы все потребители выполняли свои обязательства, в том числе и по  оплате аванса. Многие абоненты так и делают, то есть всегда платят в срок.

Среди них – УФПС Алтайского края-филиал ФГУП "Почта России", ОАО "ТД "Русский Холодъ", ООО Барнаульский завод металлоизделий, ООО "Проектный институт "Алтайгражданпроект", ОАО  Автоколонна 1935. Это солидные организации, которые работают исключительно в правовом поле. Но есть и другие. Их приходится убеждать с помощью уведомлений, начисления пени, ограничений и отключений подачи электроэнергии.  Например, неплательщик платит пеню, которая считается в процентах от суммы долга и при неоплате взыскивается через суд.

 «Как правило, должник осознает свои ошибки после первых мер воздействия. Часто именно обычное отключение помогает разрешить ситуацию с платежами. Основание его применить – долг за один месяц, а также предоплату», - отмечает Максим Бебекин.

Кстати, сегодня в очереди на отключение более  70  компаний. Пока у них есть шанс все уладить, надо лишь выполнить свои договорные обязательства по оплате. И взять это за непреложное правило на будущее.  Тогда проблем у неплательщиков точно поубавится и с бизнесом будет полный порядок.