Социальная несправедливость в городе Б.
Барнаул
Версия для слабовидящих
Меню

Социальная несправедливость в городе Б.

История о том, как контролирующие органы хотели «простить» должнику многотысячный долг за электроэнергию, переложив его на всех остальных потребителей.

Представьте себе такую картину: вы находитесь в торговом центре и выбираете себе зимние ботинки. И тут появляется странный человек, который кричит: «Мне срочно нужна тёплая обувь!» Продавец-консультант понимающе кивает и предлагает каждому из покупателей сдать небольшую сумму денег. Люди послушно соглашаются и достают из кошельков купюры.

Ситуация, согласитесь, невероятная. Произойти подобное может разве что во сне. А ещё — в сфере энергоснабжения. Следующая история как раз об этом.

Странный человек

В городе Б. жил-был странный человек, который очень не любил платить «за свет». Не любил настолько, что на его лицевом счёте десять лет росла задолженность. И речь идёт не о сотнях рублей, а о гораздо большем: то 27 тысяч накопится, то 30, то 40. Представляете, сколько нужно не оплачивать счета, чтобы возникли такие суммы?

Сбытовая компания неоднократно обращалась в суд и несколько раз даже полностью взыскивала задолженность. Но с 2017 года что-то пошло не так, и долги перестали гаситься полностью. Однажды, когда они в очередной раз превысили 23 тысячи рублей, странного человека пришлось отключить от электроснабжения. Такая мера воздействия оказалось эффективной — он решил договориться и попросил о возможности выполнить финансовые обязательства в рассрочку. Энергетики пошли навстречу.

Но платить странный человек не спешил. И в 2023 году на его лицевом счёте образовалась не только задолженность в размере почти 10 тысяч рублей, но ещё и пеня, размер которой постоянно увеличивался и в итоге превысил 46 тысяч. И сбытовая компания вновь «опустила рубильник».

Оставшись без электроснабжения в этот раз, странный человек решил больше долги не гасить и пошёл жаловаться. В какие только инстанции не обращался! И одна из них сказала: «Знаете, уважаемые энергетики, вот вы отключили электричество, а это неправильно. Ну и что, что человек не платит? У него в квартире всё равно должен быть свет».

Разве это справедливо — вставать на сторону злостного неплательщика? В сфере ЖКХ нет места известному латинскому выражению «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». За коммуналку платят все — вне зависимости от взглядов, доходов и социального положения. Эта аксиома записана и в Жилищном кодексе России, и в постановлениях Правительства РФ. Таков закон!

Все за одного

Теперь представьте другую картину. На лестничной клетке расположены четыре квартиры. Жители первых трёх своевременно оплачивают услуги ЖКХ, а четвёртый – не платит вовсе. Справедливо ли, что он пользуется теми же благами цивилизации, что и первые трое? Вопрос, конечно, риторический.

Но вернёмся к нашему разговору. Промежуточные итоги такие: есть злостный неплательщик, есть поставщик коммунального ресурса и есть долг, который никуда не делся. И тут возникает вопрос уже по существу: кто должен заплатить за странного человека?

Инструменты взыскания существуют, только работают они не напрямую. Например, если неплательщик живёт в многоквартирном доме, то его задолженность может «лечь» в коммунальный ресурс на содержание общего имущества. То есть за странного человека рассчитаются все остальные — добросовестные клиенты.

Другой путь — через резерв сомнительных долгов. Это такая специальная копилка, в которую поставщик электроэнергии откладывает деньги на случай покрытия возможных потерь. Сбытовая компания в любом случае оплачивает расходы: на закупку электроэнергии на оптовом рынке и на доставку её до потребителя. И при необходимости может использовать резерв, чтобы возместить убытки. Другое дело, что такая «заначка» также формируется из сумм, которые платят добросовестные люди (в тарифе за электроэнергию). Другими словами — долг странного человека тонюсеньким слоем как бы «размазывается» по тем, кто платит регулярно и своевременно.

Законны ли такие механизмы? Да. Справедливо ли гасить долг одного человека, пусть и странного, за счёт других? Нет. А хочет ли сбытовая компания действовать несправедливо? Нет, не хочет. Но её в данном ситуации вынуждают поступить именно так.

Вместо эпилога

В реальном магазине никому и в голову не придёт собрать деньги со всех покупателей, чтобы подарить незнакомцу зимнюю обувь. В ресторане ему не оплатят счёт просто так, за красивые глаза. В общественном транспорте гражданина, отказавшегося покупать билет, высадят на следующей остановке. Платить приходится и за одежду, и за мобильную связь, и за поход в кинотеатр.

Тогда почему электроэнергия для странного человека должна вдруг стать бесплатной, а рассчитываться за него вынуждены «соседи по лестничной клетке» — то есть все остальные потребители? Не нарушает ли это принцип социальной справедливости? А как считаете вы, уважаемые читатели?!!

P.S. Барнаул имеет право знать своих «героев». Если пожелаете, то мы готовы опубликовать продолжение этой истории и представить общественности список странных людей, с указанием их задолженности за электроэнергию.

Последние новости

Порядок снятия и передачи показаний приборов учета (пп. 157, 159) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» следующий:
  • В отношении коллективных (общедомовых) приборов учета, приборов учета, установленных в отношении нежилых помещений многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества многоквартирного дома, и приборов учета, установленных в отношении жилых домов – снятие с 23-го до окончания 25-го дня расчетного месяца, а передача показаний до окончания 26-го дня расчетного месяца;
  • До окончания первого дня месяца следующего за расчетным, а в отношении расчетных приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), с использованием телефонной связи, электронной почты или иным способом, позволяющим подтвердить факт их получения, а также при необходимости путем направления акта снятия показаний расчетных приборов учета в письменной форме или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, в течение последующих 3 рабочих дней.