Юрий Власов: постоянное развитие
Вот уже три десятилетия своей трудовой деятельности Юрий Власов посвятил Барнаульской горэлектросети. В честь трудового юбилея мы поговорили с заместителем генерального директора по сбыту о его работе и энергосбытовой деятельности гарантирующего поставщика

Мечта не сбылась — но волею судеб…
Юрий Власов в восьмидесятых годах, как и все мальчишки, мечтал грандиозно и дерзко — хотел стать лётчиком гражданской авиации. И даже успел полетать в небе над Барнаулом. Тогда Юрию было 15 лет, он окончил 8 классов средней школы и параллельно учился в Барнаульском отделении ДОСААФ на отделении подготовки пилотов для Барнаульского летного училища. Хорошо получалось, но не прошёл по состоянию здоровья при поступлении для получения высшего образования. После неудачного поступления пришлось идти работать.
В возрасте восемнадцати лет Юрий попробовал себя в роли шлифовщика на одном из заводов региона. Но однообразная работа тяготила будущего энергетика:
«Это был очень неприятный, но нужный мне опыт. Тогда завод переживал реновацию, создавали детали, которые уже не использовались, не совпадали по схемам. И вот ты стоишь у станка и делаешь одно и то же целый день, каждый день, всю неделю. Я спросил у сотрудника, который меня стажировал, как он работает тридцать пять лет на одном месте. Тот ответил «нормально». И снова каждый день одно и то же, одни и те же действия. Я чувствовал, что развития на заводе для меня — нет. Я хотел большего», — рассказывает Юрий Сергеевич.
Тогда Юрий Власов поступил в Алтайский государственный политехнический институт на энергетический факультет, на вечернее отделение. Не закончив первого семестра, ушёл в армию. По возращению из рядов Советской Армии восстановился в институте на дневном отделении.
Лекции посещал вместе с однокурсником Андреем Клименко (старший мастер 1-го сетевого района БСК) и параллельно работал в детских садах электриком.
«В те годы у меня появился сын. Нужно было кормить семью. Это были девяностые — страшные годы беспорядков, трудностей, это было время лишений. Приходилось учиться и работать. На стипендию студента было не выжить. Стипендия маленькая, зарплата в детских садах тоже», — делится воспоминаниями о сложности жизни Юрий Власов.
Стипендии действительно не хватало. Денег от той самой подработки электриком — тоже, хотя Юрий уже и работал самостоятельно. Тогда парню, только получившему диплом университета, предложили работу в нескольких местах сразу, в том числе и — в Барнаульской горэлектросети: именно там Юрий Власов нашёл себя и труд по душе.
Начал с сетевой организации
Юрий Власов собеседование в Барнаульскую горэлектросеть прошёл — принял его тогда Валерий Афанасьев (в те годы — главный инженер). Кадров не хватало, работники нужны были в оперативно-диспетчерскую службу.
Юрий Сергеевич в шутку поделился, что график в оперативно-диспетчерской службе 2/2/4, где два дня работаешь в день, два дня работаешь в ночь, четыре отдыхаешь — самое то для начинающего сотрудника. Строй свою жизнь и занимайся тем, чем хочешь, поэтому Юрий согласился.
«Помню, как Андрей Иванович Лавринец (тогда — начальник оперативно-диспетчерской службы) сказал, что прежде чем стать диспетчером, нужно год-полтора покататься с электромонтёрами — узнать всё изнутри», — рассказывает Юрий Сергеевич.
«Ездили везде, работали на объектах электросетевого комплекса. Хорошая бригада была. Помню, выпала смена в ночь с 31 декабря на 1 января. Едем на «санитарке». Стоит многоквартирный дом, в окнах темно. Света нет! Время — 23:45. Скоро куранты. Мы — связались с нашим диспетчером. Заявки от дома не поступало, что странно. Зашли в электрощитовую дома. Всё починили. И слышим возглас «Ура!», — вспоминает Юрий Сергеевич о новогодней ночи.
Успел Юрий Сергеевич поработать и в производственной электротехнической лаборатории, а также в отделе транспорта электрической энергии.
Затем перевёлся в отдел технического аудита — это история об эксплуатации электросчётчиков, интеллектуальных системах учёта, показаниях и начислениях. То, что оказалось Юрию Сергеевичу ближе и интереснее.
Энергосбытовая деятельность и цифровизация
В 2023 году Юрий Власов возглавил блок энергосбытовой деятельности и занял должность заместителя генерального директора по сбыту. А это совершенно другой вид работы, ведь Барнаульская горэлектросеть — гарантирующий поставщик электроэнергии, субъект оптового рынка, занимающийся покупкой и продажей электрической энергии.
Энергосбытовой блок Барнаульской горэлектросети состоит из отделов продаж электроэнергии населению и юридическим лицам, управления по работе на рынках электроэнергии, кол-центра, отдела технического аудита.

«Наша команда — Светлана Парфёнова, Юлия Шунк, Максим Федяев, Ольга Потапенко, Денис Ульянов. Мы очень крепкий, сильный и сплочённый коллектив, и поэтому наша команда на спортивных или любых других мероприятиях называется «Сбыт и точка», — рассказывает Юрий Власов.
Отделы продаж электроэнергии населению и юридическим лицам занимаются обслуживанием абонентов — сотрудники производят ежемесячные начисления, принимают плату за потреблённую электроэнергию, заключают договоры энергоснабжения и открывают лицевые счета, а ещё они контролируют дебиторскую задолженность и привлекают к регистрации в личном кабинете БГЭС.

У управления по работе на рынках электроэнергии главная задача — покупка электроэнергии и мощности на оптовом, на розничном — продажа. Ежедневно прогнозируется потребление электричества на следующий день: с точностью до часа.
«Мы должны правильно спрогнозировать, сколько потребит абонент, а отсюда — точное количество электроэнергии, которое мы купим и сколько продадим. Чем меньше мы отклоняемся в показателях, тем ниже цена покупки электроэнергии. Чем больше отклоняемся — тем цена и выше. Например, пиковые нагрузки бывают утром, так как потребители собираются на работу, включают электрочайники или печи СВЧ. И вечером, когда все проводят время дома: готовят, используя электроплиты, включают стиральные машины, утюги и прочую технику», — объясняет Юрий Сергеевич.

В компании провели модернизацию системы клиентского обслуживания путём внедрения интеллектуальной платформы кол-центра. Модернизация помогла сократить время ожидания ответа операторов в 5,5 раз и исключить пропущенные звонки. Если вдруг абонент не дозвонился сотрудникам приходит уведомление (автоинформатор), и они перезванивают потребителю. Также у сотрудников кол-центра есть доступ к базе данных оперативно-диспетчерской службы — о плановых и аварийных отключениях, поэтому если у абонента есть вопрос об отключениях, он может задать его и в кол-центре.

«Отдел технического аудита в 2022 году шагнул в эру цифровизации. Подключили приложение «Мобильный обходчик» и программный комплекс «САБПЭК». Это оптимизировало работу наших контролёров. «Мобильный обходчик» — приложение, разработанное российскими программистами специально для БГЭС. У каждого специалиста есть служебный сотовый телефон с этим приложением», — рассказывает Юрий Сергеевич.
Во время снятия показаний контролёр наводит камеру телефона на счётчик (либо вносит данные счётчика в приложение), и «Мобильный обходчик» выдаёт данные об этом приборе учёта: лицевой счёт абонента, последние показания, время сделанных ранее фотографий и координаты этого счётчика. Акты о пломбировке, акты наряд-допуска в работу, всевозможные проверки или нарушения.

«Если какой-то абонент умышленно занизит показания, мы предоставим потребителю информацию из своей базы данных. Дата и время фотосъёмки, координаты, когда и где работал контролёр — это наша защита. Мы должны предупредить энерговоровство и незаконное обогащение», — объясняет Юрий Сергеевич.
«Мобильный обходчик» синхронизирован с «САБПЭК» (отечественный программный комплекс для автоматизации бизнес-процессов энергокомпании, он помогает организовать работу контролёра) и программой OMNI-US (универсальный комплекс для проведения расчетов и ведения бизнес-процессов предприятий ТЭК и ЖКХ). Работа с программами сокращает время обслуживания контролёром одного абонента и тем самым увеличивает общее количество потребителей в день и в месяц, так как ранее информация хранилась исключительно на бумаге.
«Законодательство меняется. Как и подходы к работе. Создаются новые системы учёта, те же самые электросчётчики. Меняются и способы хищения электроэнергии. Мы подстраиваемся под систему и вносим новое. Вся энергосбытовая деятельность составляет большой пласт разнообразной работы и предполагает постоянное повышение квалификации, обучение сотрудников. Теперь, когда прошло 30 лет непрерывного труда в энергокомпании, я вспоминаю однообразную работу на заводе и анализирую: те каждодневные операционные действия, доведённые до автоматизма — не для меня. А в Барнаульской горэлектросети я нахожусь в постоянном развитии», — подытоживает Юрий Власов.
Заслуги и награды Юрия Власова:
Добросовестный труд заместителя директора по сбыту отмечен на федеральном уровне — в этом году Юрий Сергеевич получил Почётную грамоту Министерства энергетики Российской Федерации, также удостоен награды за личный вклад в развитие топливно-энергетического комплекса.
2019 год — Почётная грамота Министерства промышленности и энергетики Алтайского края,
2015 год — Почётная грамота Правительства Алтайского края,
2012 год — Благодарность Губернатора Алтайского края,
2001 год — Почётная грамота Комитета ЖКХ по Алтайскому краю.
